Как запомнить то о чем читаешь


Если вы фанат бейсбола, то хорошо разбираетесь в языке отчетов о матчах в спортивной прессе. Вы «глотаете» страницу за страницей, прекрасно понимаете, о чем идет речь, и все помните. (Мою жену раздражает, что я забываю имена родственников и друзей, но в то же время прекрасно помню, сколько очков за последнее время принес команде Сэнди Коуфакс.)

На чтении сложно сосредоточиться

тогда, когда оно не представляет интереса или не кажется важным.

Я уже много лет учу школьников старших классов и студентов одному любопытному принципу. После занятий я обычно слышу: «О, если бы я знал это раньше!» Мой принцип поможет вам сконцентрировать внимание на тексте, мысленно расположить материал в порядке значимости и запомнить важные моменты.

Вот что он собой представляет: Просмотрите. Заранее узнайте, что собой представляет текст. Просмотрите его, обращая внимание на заголовки, выделенные участки, списки, таблицы, графики и другие особенности. Если есть заключение, прочите его. Обратите внимание на подписи к иллюстрациям. Напишите вопросы. Исходя из того, что вы увидели, пока просматривали текст, выпишите вопросы, на которые хотите найти в нем ответы. Прочтите. Теперь, держа в голове свои вопросы, внимательно прочтите текст. Не нужно сознательно замедлять темп в надежде, что это поможет вам лучше его понять и запомнить. Как ни странно, было замечено, что чаще всего это только мешает. Если доклад, статья или параграф учебника длинные, разбейте их на части и не ставьте себе целью прочитать все за один раз. Составьте конспект. Набросайте основные идеи текста. Внимание: нельзя просто выделить маркером нужные фрагменты. Ваша задача — ответить на вопросы, которые вы себе задали, если, конечно, они все еще актуальны. Запомните. В течение двух часов после того, как вы прочли текст, время от времени просматривайте конспект. Дело в том, что основной объем информации мы забываем именно в это время. Если же вы будете возвращаться к прочитанному, материал «осядет». Подумайте, как можно на практике использовать то, что вы узнали. Попробуйте создать какие-то образы — они прочнее оседают в памяти.

Безусловно, Дон и теперь не назовешь образцом спокойствия, но с тех пор как она приучила себя не браться за несколько дел сразу, проблемы с памятью стали рассеиваться как утренний туман. Конечно, Дон и сейчас кое-что забывает, но, по крайней мере, не переживает из-за этого. «Это вполне естественно, — говорит она, — при таком-то сумасшедшем темпе жизни!» Теперь она может концентрировать свое внимание на том, чем занимается в данный момент, и не боится забыть то, что прочтет или услышит. Временами ей кажется, что она очень медлительна, но, несмотря на это, Дон все успевает! И к тому же у нее остается еще немного свободного времени!

 

Советы по планированию времени

Не беритесь за несколько дел одновременно.

Сосредоточивайте все силы на чем-то одном.

Определите, какие шумы вас отвлекают, и избавьтесь от них.

То же самое следует сделать с другими раздражителями.

Обратите внимание, о чем вы думаете во время работы.

Избавьтесь от лишних мыслей и сконцентрируйтесь на задании.

Планируйте отдых.

Улучшить память можно с помощью принципа: «просмотреть — написать вопросы — прочитать — составить конспект — запомнить».

 

 

 



Содержание раздела